Как составить план продаж для менеджеров
5 шагов к успешному планированию бизнеса
Ни один работающий план нельзя создать без тщательной подготовки и анализа окружающей компанию ситуации:- влияния макроэкономических факторов (цены на топливо, изменения в ВВП, состояние производства в стране);
- влияния региональной экономики (каков будет спрос на услугу/товар в следующем году, есть ли на рынке аналоги вашего продукта, что делают ближайшие конкуренты для продвижения услуг, сколько конкурирующих фирм появилось в городе за последний год);
- насколько сезонность влияет на ваши продажи (для стимулирования роста в «глухие» месяцы стоит сформировать краткосрочный план повышения продаж);
- не сбрасывайте со счетов статистику по каждому менеджеру (как работали сотрудники последний месяц, сколько сделок они закрыли, какую прибыль принесли фирме). В итоге у вас получится средний показатель прибыли по всему отделу продаж.
- спрогнозируйте примерное количество клиентов, которых хотите получить в новом году: разделите число всех касаний менеджера с покупателем на число рабочих дней.
ВАЖНО: в планировании должны участвовать не только руководители отдела продаж и отдела маркетинга, но и сами менеджеры. Именно они являются практиками и могут четко оценить - можно ли добиться поставленной цели в очерченные руководством сроки.На практике некоторые компании составляют не один, а сразу 3 плана – минимальный, план-норму и максимальный. Если сотрудники не выполняют даже первый из них, стоит полностью пересмотреть процесс планирования в фирме.
Виды, критерии и практический пример планирования
Основу планирования всегда составляют маркетинговые исследования и оценка финансового состояния компании. В свою очередь готовый план становится решающим вектором для кадровой политики, изменения производственных процессов, коррекции размера закупок и расходов компании. Вы можете составлять прогнозы и планы не только по конкретным сотрудникам, но и:- разным сегментам целевой аудитории (новым клиентам, лояльным, премиальным, текущим покупателям);
- ушедшим заказчикам (цель - предотвратить отток к конкурентам);
- отделам компании;
- линейке новых продуктов или отдельным товарам/услугам;
- регионам торговли;
- временным отрезкам.
- Уровень доходов своих покупателей;
- Недавние изменения в законодательстве;
- Освоение новых каналов сбыта;
- Влияние политики на спрос (кризис, запрет на ввоз/вывоз продукции);
- Рост или падение цен на вашу продукцию на рынке.
- Для начала посчитаем, какую выручку должна получить компания: 50000*100/20=250000;
- Определим, сколько продаж нужно сделать сотрудникам для получения выручки: 250000/1500=167 продаж;
- Считаем число нужных фирме лидов: 167*100/30=556 лидов;
- Высчитываем число холодных звонков. При конверсии этапа холодного созвона равной 50% менеджерам придется совершить 1112 звонков в месяц. Если менеджер делает не более 40 звонков за рабочую смену, он выполнит план за 28 дней.
Составляем текущий план на 12 месяцев
Перед формированием финансового плана вам придется рассчитать такие показатели бизнеса, как:- закупочную и рыночную стоимость вашей продукции;
- процентную долю ваших услуг/товаров на общем рынке;
- среднюю стоимость, по которой вы продаете продукт;
- среднюю маржу на одну товарную единицу;
2016 год |
Ср. число продаж за месяц |
Дек. Янв. |
Фев. Март |
Апр. Май |
Июнь Июль |
Авг. Сент. |
Окт. Нояб. |
Итого |
Число продаж |
17 |
20 15 |
30 10 |
14 17 |
20 15 |
12 16 |
20 18 |
207 |
Сумма продаж |
8500 р. за месяц |
8500 7500 |
15000 5000 |
7000 8500 |
10000 7500 |
6000 8000 |
10000 9000 |
102000р. |
Коэфф. сез. |
-------- |
1% 0.9% |
1.7% 0.6% |
0.8% 1% |
1.18% 0.9% |
0.7% 0.9% |
1.18% 1.06% |
---------- |
2017 год |
Ср. число продаж за месяц |
Дек. Янв. |
Фев. Март |
Апр. Май |
Июнь Июль |
Авг. Сент. |
Нояб. Дек. |
Итого |
Число продаж |
30 |
30 40 |
20 15 |
26 50 |
40 45 |
30 25 |
11 27 |
359 |
Сумма продаж |
14958р. |
15000 20000 |
10000 7500 |
13000 25000 |
20000 22500 |
10000 12500 |
5500 13500 |
179500р. |
Коэфф. сез. |
---------- |
1% 1.38% |
0.67% 0.5% |
0.8% 1.67% |
1.33% 1.5% |
1% 0.8% |
0.37% 0.9% |
---------- |
Дек. Янв. |
Фев. Март |
Апр. Май |
Июнь Июль |
Авг. Сент. |
Окт. Нояб. |
1% 1.14% |
1.16% 0.5% |
0.8% 1.3% |
2.5% 1.2% |
0.5% 0.8% |
0.8% 1% |
- Допустим, что общая доля рынка продажи браслетов в 2017 году составила 600000р. Какое место занимает компания на рынке: возьмем общую прибыль за 2017 год, разделим ее на 600000 и *100: 179 00/600000*100=30%.
- Средняя стоимость товара в магазине: 14 958р./30 покупок=498 (500р.).
- Средняя маржа на единицу товара: делим среднюю стоимость 1 товарной единицы на цену закупки, – 1 и *100=42,8%.
- Считаем среднюю себестоимость 1 браслета. Представим, что фирма покупает 40 браслетов в месяц по 350р. – расходы составляют 14000р.
2018 год |
Дек. Янв. |
Фев. Март |
Апр. Май |
Июнь Июль |
Авг. Сент. |
Окт. Нояб. |
Планируемая выручка по месяцам |
13625 15532 |
15805 6812 |
10900 17712 |
34062 16350 |
6812 10900 |
10900 13625 |
Эффективность сотрудников – основа личного планирования
Представим, что компания продает курсы по обучению дизайну. В отделе продаж 2 менеджера – Иванов и Петров. Стоимость 1 курса равна 20000р., а себестоимость 15000р. Для начала определим KPI каждого менеджера (коэффициент, отражающий эффективность работника). Возьмем за основу расчета прибыль, принесенную компании за месяц.
Число продаж в месяц |
Выручка |
Себестоимость продаж |
Прибыль |
|
Петров |
8 |
160000р. |
120000р. |
40000 |
Иванов |
5 |
100000 |
75000 |
25000 |
2017 год |
Число продаж |
Дек. Янв. |
Фев. Март |
Апр. Май |
Июнь Июль |
Авг. Сент. |
Окт. Нояб. |
Петров |
37 курсов |
3 2 |
4 5 |
3 4 |
1 4 |
5 3 |
2 1 |
Годовая выручка |
|||||||
555000р. |
45000 30000 |
60000 75000 |
45000 60000 |
15000 60000 |
75000 45000 |
30000 15000 |
|
Иванов |
68 курсов |
5 3 |
6 7 |
5 6 |
4 10 |
7 6 |
5 4 |
Годовая выручка |
|||||||
1020000р. |
75000 45000 |
90000 105000 |
75000 90000 |
60000 150000 |
105000 90000 |
75000 60000 |
Выбираем тактику в зависимости от цели планирования
В маркетинге принято различать стратегический и тактический план: первый определяет направление развития компании, второй – задает сроки, инструменты и методы достижения целей. Как это выглядит на примере? Допустим, вы хотите вывести услугу на новый рынок, а именно запустить продажи в соседнем регионе (цель). Тактический план будет включать в себя следующие моменты:- Кто из сотрудников будет заниматься продвижением (подбором сотрудников, запуском рекламы, выбором офиса и т.д.);
- Какими методами мы будем завоевывать новый рынок (искать партнеров, открывать представительства, продавать дистанционно, открывать свои торговые точки);
- На какие даты запланировать рекламные акции и живые мероприятия (ярмарки, встречи, дегустации);
- Какие рекламные площадки и каналы будем использовать для продвижения (блоги, форумы, социальные сети).
- проанализировать активность прямых конкурентов;
- определить ценовую политику своих соперников;
- сравнить свой ассортимент с ассортиментом конкурентов;
- изучить тенденции сбыта в соседнем регионе (спад, рост);
- оценить экономические, социальные и психологические барьеры, с которыми придется бороться.
Составляем и контролируем план затрат
План по затратам – документ, представляющий собой реестр расходов фирмы за выбранный период времени. Основой такого планирования всегда выступают данные бухучета (платежеспособность компании, рентабельность бизнеса, источники основного дохода). Вы можете составить план расходов по отдельным сотрудникам, проектам, услуга/товарам, промежуткам времени. На основе планирования будет строиться дальнейший бюджет проекта, и осуществляться контроль за расходованием средств. Если сотрудники вовремя не выполняют план, руководству придется выделять средства сверх бюджета. Рассмотрим составляющие плана расходов на примере строительной компании. В него будут входить:- стоимость строительных материалов, необходимых для возведения объекта;
- оплата труда бригадира и рабочих;
- транспортные расходы, связанные с доставкой материалов;
- траты на ремонт и заправку транспорта;
- налоговые и пенсионные отчисления фирмы;
- штрафные санкции и компенсации;
- аренда офиса и другие расходы.
- Запрашивать документальное подтверждение расходов;
- Выявлять факты перерасходования/экономии денег;
- Определять стоимость произведенных работ;
- Сверять полученный результат со сметой и планом.
ВАЖНО: план затрат не является статистическим документом. Он подлежит корректировке при наступлении страховых случаев, задержке выполнения работ, опозданиях в поставках, задержке оплаты от заказчика.Основная цель планирования – найти оптимальные пути расходования, при которых фирма будет расти в прибыли.
10 причин, почему ваш план не работает
Главное, что должен понимать каждый руководитель - выполнение плана продаж невозможно, если ваши менеджеры:- Плохо знают реализуемый товар/услугу, не интересуются УТП, сильными и слабыми сторонами компании/продукции;
- Не снабжены информацией об основных конкурентах фирмы;
- Продают хаотично, не пользуясь прописанными скриптами. Зачастую такие работники не знают, как ответить на типовые возражения клиентов.
- Не упала ли покупательская способность населения или спрос на продукцию в общем по региону;
- Правильно ли был выделен целевой сегмент, которому вы продаете;
- Какова эффективность выбранных рекламных площадок? Стоит ли вкладывать в них рекламный бюджет или нужно искать более прибыльные каналы?
- руководители полагались лишь на статистику прибыли без учета факторов конкурентной борьбы, экономических показателей, уровня инфляции;
- план был составлен без сегментации покупателей на группу, в итоге не продает никому;
- основным методам было выбрано общее планирование, отдельных планов по отделам и менеджерам не предполагалось;
- в планировании не участвовали менеджеры по продажам.
Выбираем способы мотивации для менеджеров
Мотивация сотрудников – больное место для 9 из 10 предпринимателей. Как заставить работников ответственно подходить к исполнению планов и при этом не избаловать их денежными премиями и бонусами? Как показывают бизнес-форумы, работодатели используют такие способы мотивации по выполнению плана продаж, как:- улучшение условий труда;
- введение денежных надбавок за количество продаж, перевыполнение плана;
- оплату сверхурочной работы;
- усиление контроля над сотрудниками (отчеты, планерки, аналитика в crm);
- предоставление путевок, подарков, бесплатных абонементов, личную похвалу.