Работа с возражениями клиентов в продажах
Возражения клиентов - что это такое и откуда их ждать
Возражение потребителя представляет собой психологическое или материальное препятствие, не позволяющее человеку купить здесь и сейчас. Чаще всего оно выражается в виде утверждения или вопроса:- почему ваша услуга стоит 5000 рублей, а в соседней фирме 4000?
- зачем мне идти в ваш тренажерный зал, когда я могу заниматься дома?
- меня не устраивают сроки доставки, на соседнем сайте товар привезут на 2 дня быстрее.
Материальные (объективные) препятствия |
Психологические (необъективные) препятствия |
Товар слишком дорого стоит |
Не хочу тратить деньги сейчас, лучше отложить |
Долго, не хочу ждать столько времени |
Не могу решиться на покупку, нужен совет другого человека |
Не устраивает качество товара, в соседнем магазине лучше |
Личные предубеждения (вредно, неэффективно, бессмысленно) |
Нет нужных характеристик/свойств, которые решат мою проблему |
Есть негативный опыт использования этого товара/услуги |
Не нуждаюсь сейчас в этой продукции/услуге |
Не нравится менеджер, офис компании, сайт, реклама |
Нет гарантий, отзывов, рекомендаций |
Страх использования нового продукта, приверженность привычкам |
3 простые техники работы с возражениями
По работе с возражениями написано множество книг. Опытные маркетологи советуют начинать речь менеджера с сильных выгод и преимуществ компании. Так вы сразу закроете основные возражения, которые роятся в голове покупателя, и не передадите инициативу в его руки. Как работать с возражениями клиентов в продажах – проверенные временем и опытом техники:- разбивайте каждое произнесенное вслух возражение на мелкие детали, так вы дойдете до истинной причины недовольства или опасения покупателя.
- всегда старайтесь понять скрытые причины отказа от покупки. Доказано, что более 70% сделок не заключаются из-за скрытых возражений, которые потребители не озвучивают вслух или попросту скрывают.
Ложными |
Истинными не объективными |
Истинными объективными |
Человек озвучивает ложное возражение (мне некогда возить ребенка в развивающий центр), вместо того, чтобы сказать о нехватке денег |
Человек высказывает истинное мнение об услуге, которое не подкреплено фактами, а основано на опыте друзей, слухах, отзывах |
Мнение потребителя обосновано негативным опытом, с такими возражениями сложнее всего работать |
- не путайте возражения и условия для прямого отказа, которые бессмысленно закрывать выгодами.
ПРИМЕР: женщина только что приобрела дорогую пару обуви и закрыла потребность. Однако на следующий день опять совершает покупку, так как располагает свободными средствами.Представительница другого сегмента аудитории купит сапоги и на полгода забудет об обувных магазинах. Продать ей можно будет, только пообещав хорошую скидку на вторую пару обуви. Именно поэтому компании нужно подробно сегментировать клиентов и делать разные предложения под группы покупателей.
Маркетинговые инструменты на разных этапах воронки продаж
В зависимости от того, на какой стадии взаимодействия с клиентом вы получаете возражения, и будет строиться последовательность применения методов убеждения:- в ходе первичного звонка. Человек стремится побыстрее закончить разговор, аргументируя это нехваткой времени, денег, отсутствием интереса.
- после ознакомления с прайсом, коммерческим предложением. На этом этапе клиент сравнивает вас с конкурентами (его может не устроить срок доставки, схема сотрудничества, сроки оказания услуг, цена).
- перед подписанием договора. Клиент понимает, что у вас лучшее предложение, но боится сделать последний шаг – заключить сделку.
Как работают скрипты обработки возражений
Если фирма работает на рынке не первый день, менеджеры отдела продаж могут выделить список возражений, которые они ежедневно выслушивают в ходе холодных звонков и встреч с потенциальными клиентами. Систематизируйте типичные и второстепенные возражения, пропишите ответы на них и составьте сценарии работы с каждым возникшим препятствием. Вы получите готовые скрипты, которые могут использовать даже неопытные менеджеры. Пример скрипта по работе с возражениями клиента в продажах: допустим, вы продаете услуги рекламного продвижения в соцсетях. Ваш менеджер звонит клиенту и получает стандартный ответ – нам неинтересно. Возможные варианты ответов:- да, я вас понимаю, а можно задать один уточняющий вопрос?
- большинство наших постоянных клиентов также не были заинтересованы в сотрудничестве, пока не узнали результатов наших клиентов;
- поменяете ли вы свое мнение, если узнаете о скидке в 30%?
- да, понимаю, но неужели вы не хотите увеличить число своих подписчиков до…?
- есть ли какие-то дополнительные услуги, которые мы можем вам оказать?
Название методики |
«Да, но» |
«Уточняющие вопросы» |
«Именно поэтому» |
Речь покупателя |
Для меня это дорого |
У меня нет времени |
На другом сайте товар дешевле в 2 раза |
Речь менеджера |
Да, но мы можем предоставить рассрочку |
А сколько часов вдень вы могли бы уделить нашему проекту? |
Именно поэтому мы высылаем всем клиентам пробники нашей продукции, чтобы вы сами могли сравнить цена-качество |
«Сравнение услуги/товара» |
«Сложный случай» |
«Подмена возражения другим утверждением» |
|
Речь покупателя |
Ваш ремонт слишком дорогой, в соседнем сервисном центре дешевле |
У нас типичная услуга. Вы не сможете помочь нам отстроиться от конкурентов |
Мы уже заказали услугу в другой фирме |
Речь менеджера |
Давайте сравним: у нас оригинальные запчасти, а у конкурентов китайские и далее сравниваете услугу по характеристикам |
Мы разработали успешную маркетинговую стратегию для бетонного завода, значит, сможем помочь и вам. |
Насколько я понял, вы закажете услугу у нас в будущем, если убедитесь, что у нас качественнее и выгоднее |
Отдельные методики работы с возражениями
Бизнес тренер и автор книг по маркетингу А.М. Бухтияров предлагает свою методику работы с возражениями, состоящую из 3 этапов:- Выявить вид возражения – является ли оно простой отговоркой или скрытым вопросом;
- Если клиент говорит, что ему неинтересно, у него нет времени, это отговорка. В таком случае нужно так рассказать о товаре/услуге, чтобы полностью заинтересовать человека.
- озвучить основные выгоды от сотрудничества с нами;
- показать упущенную выгоду при отказе от сотрудничества;
- • включить воображение покупателя с помощью слов «представьте».
ПРИМЕР: менеджер предлагает человеку записаться на курсы английского. Заказчик отвечают: в моем возрасте поздно учить иностранный язык. Менеджер должен ответить так: А хотели бы Вы узнать, как можно быстро выучить язык, несмотря на возраст? И дальше осветить методику обучения в своем учебном центре.Другой известный бизнес-тренер Самсонова Елена выделяет такие техники работы с возражениями, как:
- формирование уточняющих вопросов;
- использование опровергающих метафор;
- метод рефрейминга.
ПРИМЕР: клиент говорит, что квартира темная, ему мало света. Менеджер утверждает, что из-за жаркого климата летом в квартире будет прохладно, а не душно.По мнению автора, менеджерам нежелательно использовать слова «нет», «но», негативно отзываться о конкурентах. Каждый сотрудник отдела продаж должен иметь под рукой не только скрипты разговоров, но и сравнительные таблицы с преимуществами и недостатками своей компании.