Определение и понятие клиентоориентированности
В маркетинге и экономике нет единого термина клиентоориентированности. Авторы предлагают разные определения, воспринимая ее как свойство определенной компании, процесс или метод взаимодействия с клиентом.
В общем ключе клиентоориентированность это образ функционирования фирмы, позволяющий не только привлекать новых покупателей, но и удерживать лояльных клиентов.
Цель – увеличить временной отрезок взаимодействия компании с покупателями, мотивировать их повторно заказать услугу у одного и того же предпринимателя.
Что значит внутренняя клиентоориентированность? Это совокупность маркетинговых инструментов, с помощью которых работодатель выявляет потребности работников и удовлетворяет их.
Компания ориентирована на свой персонал, если работники:
Ориентация на покупателя и продажи: как соотносятся эти понятия
Проблема большинства российских компаний заключается в том, что они не являются клиентоориентированными, несмотря на дорогую рекламу, автоматизацию бизнес-процессов и наличие целого штата маркетологов. В чем это проявляется? В процессе оказания услуги клиент сталкивается с грубостью, плохим сервисом, несоблюдением законодательства или некачественной продукцией. Обратившись в такую компанию один раз, клиент уже не возвращается. Так что же такое клиентоориентированность в продаже? Это совокупность методов и маркетинговых инструментов, с помощью которых фирма получает дополнительную прибыль сверх основной. На протяжении всего процесса сотрудничества компания удовлетворяет потребности клиентов и предугадывает их желания. Результаты такого взаимодействия:- компании не нужно демпинговать – несмотря на высокую стоимость товара/услуги, клиенты не уходят к конкурентам;
- постепенно снижается отток покупателей;
- растет число клиентской базы за счет бесплатной рекламы от лояльных покупателей;
- растет число покупок/заказов от постоянных клиентов;
- компания экономит средства на рекламе.
Когда компания смотрит в одну сторону с покупателем
В маркетинге есть определение «клиентоориентированной компании». Ее сотрудники умеют вовремя выявлять потребности своих заказчиков и закрывать их своей продукцией /услугой. К обязательным критериям клиентоориентированности относят:- Долгий цикл сотрудничества с клиентами, долгосрочные коммерческие отношения, совершение регулярных покупок группой лояльных покупателей;
- Рекомендация вашего бренда другим участникам рыночных отношений со стороны лояльных заказчиков;
- Наличие персональных предложений под каждую группу/сегмент покупателей, плюс предоставление индивидуального сервиса (персональные консультанты, менеджеры)
- Регулярные маркетинговые исследования предпочтений клиентов. Политика бренда должна строиться на интересах покупателей. Определите, в чем нуждаются ваши заказчики больше всего и дайте им это.
- Наличие постоянной связи с покупателями (клиенты более лояльны к компаниям, которые вовремя отвечают на вопросы).
ПРИМЕР: в сфере IT-услуг решающее значение для сотрудничества играет своевременная техподдержка. Никто не хочет терять прибыль из-за ошибок в работе ПО, неделями ждать ответа технического специалиста или искать ответы по проблемам на форумах.Еще одним критерием выступает работа над корпоративной культурой. Представьте, что маркетологи постоянно улучшают продукт, а менеджеры по продажам работают спустя рукава: хамят клиентам, забывают перезвонить, сваливают ответственность на коллег. В клиенториентированных компаниях сотрудники умеют брать ответственность на себя, не боятся проявлять инициативу, без конфликтов работают в команде. Такой персонал готов к обучению, новым знаниям и внедрению современных технологий (автоматизации бизнеса).
Примеры клиенториентированных компаний в разных сферах услуг
Представьте, что вы пришли выбирать себе планшет, но дешевые варианту не устроили вас по качеству, а более современные модели с большой оперативной памятью и последней оперативной системой не по карману. Клиентоориентированный дилер не будет убеждать вас взять кредит, он запомнит предпочтения покупателя и перезвонит, когда в наличии окажется аналогичный товар по менее низкой цене, либо цена на исходный планшет упадет. Ситуация №2: Вы пришли с ребенком к частному логопеду, занятие длится 60 минут. Пока ребенок занимается со специалистом в кабинете, вам предлагают чай с печеньем, включают любимую передачу или выдают специальную литературу. Результат – родители не скучают, пока их дети улучшают речь. Ситуация №3: молодая девушка пришла в магазин одежды, набрала несколько комплектов вещей и отправилась в примерочную. Несколько моделей понравились ей визуально, но не подошли по размеру. Придется заново переодеваться в свои вещи и идти за нужными размерами. Что может сделать магазин? Установить в каждой раздевалке кнопку вызова продавца – экономия времени покупателя и большая вероятность покупки обеспечена. Ситуация №4: сравним государственную и частную поликлинику для детей. Тесный коридор, отсутствие игрушек, дефицит сидячих мест для ожидания приема – государственные структуры не заинтересованы в привлечении пациентов. В частной поликлинике установлен детский уголок для малышей, бесплатная вода в кулере, новая мебель, телевизор с мультфильмами. Многие родители выберут этот вариант, поскольку удобно и маме и ребенку. Так что это такое клиентоориентированный сервис? Это процесс обслуживания, нацеленный на обеспечение комфорта потребителей, их удобства. Хорошо, если клиенты делятся с фирмой своими желаниями, помогают сделать продукт или обслуживание еще лучше, рассказывают о недостатках, встреченных у конкурентов.Счастливые сотрудники – залог лояльности будущих клиентов
Если в компании постоянная текучка кадров, работники негативно относятся к руководству, а общение с покупателями воспринимают как должность, достичь лояльности среди покупателей будет невозможно. Отсюда вытекает следующее понятие – клиентоориентированный сотрудник, т.е. работник, который в первую очередь думает не о компании, а о комфорте покупателя и инструментах, которые должны обеспечить ему эти удобства (скидки, акции, характеристики сервиса, гарантии). Маркетологи разделяют клиентоориентированность на внешнюю и внутреннюю:
Внешняя – ориентация на покупателя |
Внутренняя – ориентация на персонал |
Цель: долгосрочные отношения с потребителями услуги/продукции |
Цель: повышение лояльности работников компании |
- Рекомендуют компанию знакомым, которые не трудоустроены;
- Соблюдают письменные инструкции и стандарты, разработанные руководством;
- Жертвуют своим личным временем в пользу клиентов;
- Готовы сделать больше, чем просит покупатель (дополнительная консультация, бесплатная помощь).
- выявление потребностей с помощью специальных анкет, тестов, опросов;
- регулярное повышение квалификации персонала;
- премирование самых ответственных и производительных менеджеров по продажам;
- контроль эффективности всех работников отдела продаж (с помощью личного присутствия при переговорах, crm-систем, опроса покупателей).
Ориентация на клиента – взгляд бывалого менеджера
Известный бизнес-тренер Виталий Антощенко, который 25 лет проработал менеджером по продажам, выделяет свои критерии (принципы клиентоориентированности):- Умение выделять среди многочисленной аудитории целевых покупателей и работать для их блага. Компания должна в первую очередь выяснить, кто ее клиент, а затем отсеять нецелевых потребителей.
- Мнение покупателя, его удовлетворенность – основные факторы качества бизнеса. Полезен ли продукт для покупателя? Какую ценность он представляет в глазах клиента?
- Регулярное совершенствование качества сервиса и продукции. Мало выполнять стандартные обязательства, нужно постоянно превосходить ожидания потребителя, регулярно удивлять его и радовать.
Клиентоориентированность на Западе
Термин «клиентоориентированный подход появился в конце 30-х годов 20 века в Америке. Реализовать подход на практике обязаны работники компании. Они должны обладать такими знаниями и навыками, которые позволили бы поддерживать постоянные отношения с целевыми клиентами. Под целевыми потребителями понимают узкую группу людей, с которыми предпочтительнее взаимодействовать фирме на протяжении длительного периода времени. Большинство западных предпринимателей делают акцент не на привлечение новых групп покупателей, а на удержании постоянных потребителей. Такой же принцип применим и для партнерских отношений. В отличие от компаний, сосредоточивших внимание на своем продукте и прибыли, клиентоориентированные фирмы:- измеряют уровень успеха доходностью своих потребителей;
- анализируют прибыльность каждого заказчика;
- воспринимают маркетинг не как затраты, а как инвестиции в свой бизнес;
- отказываются от классического планирования, используя ориентированные на потребителей планы;
- отходят от вертикального управления по товару к горизонтальному (по сегментам покупателей).
- клиенту удобно заказывать услугу/получить товар;
- маркетинговый отдел сегментирует свою аудиторию;
- отдел продаж формирует базу клиентов исходя из возможностей ее бюджета, потребностей и пожеланий.
Автоматизация как способ роста лояльности покупателей
С ростом конкуренции все больше компаний стремятся оптимизировать свой отдел продаж:- Менеджеры работают по заготовленным скриптам;
- Взаимодействие с клиентом идет по четко прописанной в crm схеме;
- Маркетинговые инструменты используются в определенном порядке.
- это учет разницы в часовых поясах при совершении звонков клиенту;
- грамотная сегментация заказчиков и разработка индивидуальных маркетинговых инструментов;
- контроль телефонных звонков и электронной переписки с заказчиками;
- анализ наиболее прибыльных клиентов с последующей разработкой программ лояльности.
- виджет NeuroDoc упрощает процесс оформления типовой документации, экономя время менеджеров;
- Neuro Logistics позволяет без ошибок выполнять командную работу (специалисты используют расчеты коллег в своей деятельности);
- Neuro Pass0 исключает конфликты между сотрудниками, так как распределение сделок идет по очереди и наличию просроченных задач.
ВАЖНО: нельзя делать расчет только на автоматизацию бизнес-процессов. Увеличение скорости обслуживания и соблюдение стандартов не может заменить корпоративной культуры и преимуществ индивидуального сервиса.
Способы удержания клиента - зачем это нужно
Как правильно вернуть клиента - основные способы
Как создать уникальное торговое предложение
Как составить план продаж для менеджеров
Обзор программ для создания скриптов продаж
Работа с возражениями клиентов в продажах
Программа лояльности клиентов – как разработать самому
Автоматизация бизнес процессов: как сделать
Увеличение объемов продаж в бизнесе
Рейтинг CRM систем для малого бизнеса
Клиентоориентированность что это
Клиентоориентированной компанией
Что такое клиентоориентированный сервис
Клиентоориентированный сервис это
Принцип клиентоориентированности
Клиентоориентированность что это такое
Клиентоориентированный сотрудник
Клиентоориентированный подход это
Что значит клиентоориентированность
Определение клиентоориентированности
Внутренняя клиентоориентированность это
Клиентоориентированность в продажах
Что такое клиентоориентированность в продаже
Повышение клиентоориентированности
Клиентоориентированная компания пример
Ориентация на клиента примеры
Критерии клиентоориентированности
Понятие клиентоориентированности