Как построить воронку продаж - этапы создания
Зачем делить продажу основной услуги/товара на отдельные этапы
Продажи в бизнесе строятся на прохождении определенных этапов. Первоначально покупатель знакомится с продуктом – видит предложение на лендинге, многостраничном сайте, в рекламном объявлении или продающем посте. Затем проявляет к нему интерес – звонит менеджеру, подписывается на рассылку, скачивает бесплатный продукт. Если стоимость и качество устраивают, он проявляет желание купить товар (приходит на встречу, вступает в переговоры). В самом конце взаимодействия покупатель совершает действие (делает заказ, оплачивает счет, подписывает договор). На этих этапах и строятся принципы и схема классической воронки:- если продукт простой, мало стоит, этап переговоров отсутствует - клиент сразу же оформляет покупку с сайта (пример – покупка книги в интернет-магазине);
- в случае со сложным продуктом/услугой количество этапов растет, а цикл сделки увеличивается (в некоторых сферах бизнеса он составляет от 1 до 6 месяцев).
- Потенциального покупателя (лида) – человек хочет решить свою проблему, но не знает о вашем товаре;
- Лояльного - читая информационную рассылку, статьи в блоге, клиент проникается доверием к компании;
- Реального покупателя (совершение разовой покупки/оформление заказа);
- Постоянного - если качество и сервис его устроили, он повторно покупает у 1 и того же продавца.
Как работает механизм воронки в бизнесе
Фильтрация клиентов начинается еще на этапе ознакомления – если товар не интересен посетителю сайта, он не заполнит форму заявки. Бывают и исключения: компания продает разработку ПО, однако не предлагает в лоб купить сложную услугу, а позволяет скачать бесплатный чек-лист по автоматизации. Не все пользователи, скачавшие бесплатный продукт, заинтересованы в сотрудничестве с фирмой. Половина клиентов, которые свяжутся с менеджером по продажам, отсеются во время длительного взаимодействия. Потеря потенциальных клиентов возможна на любой стадии воронки:- после первого звонка;
- личной встречи;
- ознакомления с презентацией;
- на стадии подписания договора.
- Продавать товары/услуги высокого качества, чтобы клиент возвращался повторно;
- Сегментировать аудиторию, а не продавать всем подряд – так вы уменьшите число оттока и привлечете целевых клиентов;
- Включить в этапы воронки квалификацию клиентов;
- Не копировать этапы воронки у конкурентов, партнеров или друзей;
- Отслеживать рентабельность каждого покупателя.
Как составить воронку: этапы и правила построения
Одно из главных правил при формировании воронки – обязательно изучите, проанализируйте и прорисуйте бизнес-процессы в своей компании. Это те типовые действия, которые ежедневно повторяют сотрудники, продавая товар/услугу. Самые важные бизнес-процессы лягут в основу этапов воронки. В каждой сфере бизнеса есть специфические и общие этапы:
Общие этапы |
Специфические этапы |
Холодный звонок совершен, КП отправлено, встреча состоялась, договор подписан, предоплата внесена |
Замер произведен, макет создан, производство запущено, экскурсия состоялась, скайп-встреча проведена |
- получена заявка;
- разговор состоялся;
- КП отправлено;
- договор подписан;
- предоплата внесена;
- техническое задание разработано;
- прототип создан;
- дизайн разработан;
- продукт протестирован;
- оплата произведена;
- проект сдан.
- звонок совершен;
- презентация отправлена;
- договор на поставку стройматериалов подписан;
- оплата поступила от клиента;
- продукция доставлена клиенту.
1 этап |
Разработка уникального торгового предложения под один сегмент аудитории |
2 этап |
Реклама предложения в интернете (сайт, лендинг, рассылка, баннер, блог) |
3 этап |
Первое касание с потенциальным покупателем (звонок, встреча, презентация) |
4 этап |
Убеждение покупателя, закрытие возражений (переговоры, видео, отзывы, кейсы, сертификаты) |
5 этап |
Заключение сделки/заказ услуги |
6 этап |
Сопровождение после продажи, повышение лояльности клиента |
- для отдельных регионов;
- рекламных каналов;
- нескольких сегментов покупателей;
- отдельных товаров/услуг;
- каждого менеджера.
6 основных показателей воронки – анализируем конверсию
Если разбить воронку на отдельные сегменты, мы получим 6 факторов для анализа продаж:- количество полученных лидов с сайта, рекламного объявления, промо-поста;
- общую конверсию отдела продаж за месяц, год, неделю;
- число совершенных покупок/оплаченных заказов;
- конверсию отдельных этапов;
- цикл сделки;
- длину отдельных стадий взаимодействия с покупателями.
- вы используете некачественные источники трафика – чужие базы данных, либо приводите холодную аудиторию на лендинг под теплый и горячий трафик;
- менеджеры не вовремя обрабатывают заявки, звонят в неудобное для клиента время, неправильно позиционируют ваш продукт (самое время, чтобы поставить на сайт онлайн-консультанта);
- новые лиды обрабатывает команда неопытных менеджеров, не умеющих грамотно закрывать возражения.
5 советов по оптимизации воронки с низкой конверсией
Во-первых, не позволяйте потенциальным покупателям «застревать» на отдельных этапах – ставьте менеджерам регулярные задачи, не теряйте связь с клиентом, тестируйте разные маркетинговые инструменты – от сообщений до электронных писем. Ваша цель – ускорить передвижение потребителя товара/услуги по воронке, сократить длительность его нахождения на каждом этапе. Во-вторых, не позволяйте менеджерам и клиентам пропускать прописанные этапы. Иначе сложно будет отследить эффективность инструментов взаимодействия. Улучшайте промежуточную конверсию между соседними стадиями. В-третьих, создайте отдельную воронку для холодных лидов, выделите отдельную группу менеджеров, которые будут обрабатывать новые заявки и звонить по холодной базе. В-четвертых, возьмите за привычку каждый месяц улучшать по одной точке взаимодействия – сайт, буклет, прайс, презентацию, скрипт разговора, вывеску. В-пятых, финансируйте лишь успешные воронки (не стоит вкладывать деньги в нерентабельные товары, регионы, продавать неприбыльной группе клиентов).Составляем воронку для розничной торговли в интернете
Основная проблема владельцев интернет-магазинов – наличие незавершенных заказов. Да, посетитель зашел на сайт, почитал раздел доставка и оплата, просмотрел каталог, выбрал товар и положил его в корзину. Вот только почему-то не оплатил и закрыл интернет-ресурс. Считается, что чем больше страниц на вашем сайте, тем ниже основной процент конверсии. Именно поэтому актуально формировать воронку для отслеживания эффективности каждой страницы – главной, группы товаров, карточки товара, страницы о компании. Из каких этапов может состоять воронка для розничного интернет-магазина:- Посещение сайта;
- Товар добавлен в корзину;
- Оплата произведена;
- Заказ обработан;
- Заказ собран;
- Заказ отправлен на адрес покупателя;
- Заказ получен.
- проанализируйте, кто в основном покупает ваш товар, и оптимизируйте контекст, дизайн и ассортимент под запросы целевой аудитории. Старайтесь не перегружать форму заказа лишними элементами. Тестируйте разные призывы на кнопках и формах.
- создайте условия для анализа эффективности всех рекламных каналов, которые дают трафик вашей торговле в интернете – электронной рассылки по базе клиентов, органического трафика, контекстной рекламы.
- продумайте навигацию интернет-магазина – специальные программы аналитики помогут разобраться, как действуют интернет-покупатели на вашем сайте, какие страницы привлекают их больше всего, какие товары они заказывают, какова длительность пребывания на тех или иных страницах.
- не заканчивайте воронку совершением разовой покупки, стремитесь увеличивать число повторных заказов.
Современные инструменты для создания воронок продаж
Представьте, что вы четко определились с этапами будущей воронки. Выбрали инструменты взаимодействия с клиентом на каждой из стадий. Маркетологи прописали скрипты разговоров, определили последовательность действий по общению с потенциальными покупателями. Как скомпоновать эту обширную информацию в единую систему? Как построить онлайн воронку, чтобы ваши специалисты смогли анализировать конверсию каждого действия менеджеров?- нанять программиста для создания воронки в Excel;
- воспользоваться сервисом для создания простой воронки, например, Воронка-онлайн;
- ввести показатели бизнеса в калькулятор расчета конверсии. Это быстро, бесплатно, но не эффективно – вы не сможете создать наглядные отчеты по всей деятельности отдела продаж, настроить индивидуальную аналитику.
- использовать проверенную сотнями пользователей crm-систему (программу) с воронкой продаж – amoCRM, Битрикс24, Мегаплан, bmponline, Region Soft CRM.
- во-первых, чтобы освободить часть рабочего времени менеджера, которое обычно тратится на рутинные действия (уточнение деталей у клиентов, перетаскивание сделок с этапа на этап, отправку сообщений и документов);
- во-вторых, чтобы анализировать эффективность рекламы в социальных сетях и сэкономить на администраторах групп – все рекламные объявления будут публиковаться автоматически в заданные администратором crm сроки.
Использование автоворонок для улучшения конверсии
Представьте, что вы строите деревянные дома. У вас есть красивый лендинг, настроена реклама, менеджеры собирают заявки с социальных сетей. Одновременно в регионе такую же услугу предлагают более 10 компаний. Клиенты месяцами выбирают застройщика, ходят с сайта на сайт, ищут настоящего эксперта в области строительства. Или другая ситуация – предприниматель хочет автоматизировать бизнес, но не знает: купить готовое решение или заказать разработку индивидуального ПО, какую именно систему выбрать – облачную или «коробку», какие бизнес-процессы оптимизировать сейчас, а что оставить на потом. В таких ситуациях, когда продаваемая услуга сложная, а цикл сделки длительный и нужны автоворонки (автоматические воронки) продаж сайта, банковских продуктов, в торговле, в недвижимости. Что это такое? Это комплекс маркетинговых инструментов (алгоритм действий), которые использует компания для привлечения потенциальных клиентов и начала сотрудничества с ними. И это не только серия писем или автоматических сообщений, а целый комплекс касаний (видеоролики, бесплатные продукты, вебинары, конференции, бесплатные курсы). Как увеличить конверсию заказов на строительство домов?- Получить контакты заказчиков с помощью лид-магнита (бесплатного продукта, который решает проблему потребителя). Например, предложение скачать методичку по выбору дома свой мечты, по выбору застройщика;
- Предложить клиенту бесплатную экскурсию на место строительства, чтобы оценить качество работ и материалов, убедиться в профессионализме строителей, оценить масштабы и сроки оказания услуг;
- Создать серию электронных писем, которые будут прогревать клиента, пока он делает выбор между вами и конкурентами. Письма должны быть полезны читателю, закрывать его возражения, показывать вашу экспертность;
- Разработать дополнительные услуги для увеличения среднего чека заказа – черновой ремонт возведенного дома, чистовую отделку, подведение коммуникаций.
Создание работающих воронок в NeuroCRM
Если вы не знаете, как рассчитать воронку, а также как расположить ее этапы в правильной последовательности, обратитесь в компанию NeuroCRM. Всего за 3 дня мы полностью опишем бизнес-процессы компании и выстроим индивидуальную последовательность этапов для менеджеров, которая не даст им ошибиться при взаимодействии с покупателями. В чем именно мы можем помочь:- проанализировать и наглядно прорисовать бизнес-процессы в компании;
- прописать детальные скрипты для менеджеров по холодным и теплым звонкам;
- создать грамотную структуру воронки;
- прописать автоматические задачи для менеджеров и amoCRM.