Мотивация персонала: основные виды и способы
Под термином "мотивация персонала" мы будем подразумевать совокупность приемов и инструментов, которые могут удовлетворить потребности сотрудников и используются руководством для направления внутренних мотивов персонала на достижение желаемых результатов.
Методы мотивации персонала бывают материальными и нематериальными. Если брать за основу иерархию потребностей (пирамида Маслоу), то первоначально следует закрыть материальные потребности, а затем уже приступать к нематериальным.
Как только базовые физиологические потребности удовлетворены, у человека появляется необходимость в безопасности, потребность в привязанности и любви, принадлежности к социальной группе, желание одобрения и уважения, жажда знаний, потребность в эстетике и стремление к раскрытию внутреннего потенциала.
Для перехода на следующий уровень достаточно хотя бы частичного закрытия основных первоначальных надобностей.
Система мотивации
Эффективная система мотивации должна сочетать в себе элементы материального и нематериального стимулирования, выполняя следующие функции:- побуждать сотрудников работать с максимальной отдачей, соблюдая интересы работодателя;
- поощрять самых трудолюбивых и эффективных работников, отсеивая ленивых и нерасторопных;
- обеспечивать взаимодействие персонала между собой для достижения общих целей в интересах компании.
Материальные методы мотивации и стимулирования персонала:
- денежные вознаграждения (оклад, процент от продаж, бонусы, премии, надбавки);
- неденежные вознаграждения (скидки на продукцию компании, ценные призы в конкурсах среди сотрудников, социальный пакет, а именно: страхование здоровья и жизни за счет компании, корпоративный автомобиль, бесплатное питание, аренда жилья, оплачиваемая мобильная связь, корпоративный ноутбук/мобильный телефон, абонементы в спортзалы и бассейны и т.п.);
- штрафы.
- Измеримые показатели результативности и четко прописанные цели для каждой должности.
- Строго оговоренные критерии и плановые значения для всех важных показателей.
- Графики и чек-листы для промежуточного контроля сотрудника на протяжении всего срока выполнения работы.
- Установление оптимальной пропорции между постоянной и переменной частями заработной платы для каждой должности.
Нематериальные методы мотивации сотрудников:
- обучение за счет компании (тренинги по профессии, языковые курсы и т.п.);
- карьерный рост;
- корпоративные мероприятия (праздники, заграничные командировки, поездки на природу, концерты и т.п.);
- престижность работодателя - принадлежность к компании с громким мировым именем часто служит мотивацией для работников;
- публичная похвала от руководства (конкурсы на звание «Лучшего сотрудника», доски достижений и доски почета);
- индивидуальный график работы.
- визуализация целей и достижений на различных досках (разбивка одной глобальной цели на несколько небольших задач, промежуточный контроль за плановыми показателями в течение дня и т.п.) ;
- геймификация (поддержание соревновательного духа внутри команды, различные конкурсы с целью улучшения определенных показателей в короткий период времени);
- рейтинги лучших сотрудников, лучших подразделений, смен и т.п.
Построение системы оплаты труда
Способы и методы мотивации напрямую зависят от уровня сотрудников, для линейного персонала, который напрямую не контактирует с клиентами (секретарь, администратор офиса, водитель и т.д.) желательно установить максимально стабильную заработную плату. Например, 70-90% оклада будет составлять постоянная часть, а остальное – премии и бонусы, напрямую связанные с общим выполнением плановых показателей компании. У продавцов или менеджеров по продажам наоборот, желательно чтобы постоянная часть выплат составляла 30-50%, а остальная - определенный процент от продаж плюс бонусы и премии за выполнение плановых показателей. Для поощрения эффективных работников рекомендуется установить такую систему процентов и премий, чтобы лучшие сотрудники получали значительно больше, чем в среднем специалист такого плана по городу. Одновременно с этим откровенно слабые сотрудники, не дотягивающие до выполнения плановых показателей, могут получать на 15-30% меньше, чем в среднем по городу. Для этого нужно установить такую систему мотивации, в которой учитывается выполнение личных планов сотрудников. При построении подобной системы премирования для сохранения здоровых отношений в коллективе и нацеленности всей команды на результат обязательно уделить большое внимание таким способам нематериальной мотивации как корпоративные мероприятия, конкурсы для создания духа соревнования, поощрения для всей команды за выполнение общих показателей.Виды систем мотивации и примеры расчетов
Для продажников, которые работают непосредственно с клиентами (продавцы, менеджеры по продажам и т.д.) наиболее популярны такие схемы мотивации:- премирование в зависимости от выполнения личных планов продаж;
- премирование в зависимости от выполнения общих планов продаж;
- комбинированный метод.
- при выполнении до 80% от личного плана – премия не выплачивается, только «голая» ставка;
- при выполнении от 80% до 90% от личного плана – премия составит 1% от личных продаж+ставка;
- при выполнении от 90% до 100% - премия составит 2% от личных продаж+ставка;
- при выполнении от 100% до 110% - премия составит 3% от личных продаж+ставка;
- от 110% и выше – выплачивается 4% от личных продаж+ставка.
- при выполнении до 80% от общего плана общий премиальный фонд на трех продавцов составит 0,5% от общей суммы продаж;
- при выполнении от 80% до 100% - общий премиальный фонд 1,5% от продаж;
- при выполнении от 100% и выше – премиальный фонд будет 4% от общей суммы.
Выводы
В зависимости от долгосрочных целей компании и бюджета на персонал можно создать свою уникальную систему мотивации и поощрения сотрудников, которая позволит вырастить настоящих профессионалов своего дела, искренне привязанных к месту работы и приносящих максимум пользы на своем рабочем месте.
Система мотивации менеджеров по продажам
Контроль персонала в организации
Как составить план продаж для менеджеров
Обзор программ для создания скриптов продаж
Рейтинг CRM систем для малого бизнеса
Что такое CRM система простыми словами
Обзор лучших CRM систем
Что такое AmoCRM: описание, фукнции программы
Инструкция по самостоятельной настройке AmoCRM
Работа с задачами в AmoCRM
Виды мотивация персонала
Мотивация персонала методы
Мотивация персонала материальная
Нематериальные методы мотивации персонала
Примеры мотивации персонала
Схема мотивации персонала
Способы нематериальной мотивации персонала
Материальная мотивация персонала примеры
Какая бывает мотивация персонала
Мотивация персонала отдела продаж
Виды систем мотивации персонала
Мотивация персонала магазина
Методы мотивации и стимулирования персонала