Главная / Блог / Упаковка бизнеса во франшизу - практические советы

Упаковка бизнеса во франшизу - практические советы

 

Франшиза – закрепленное специальным договором право предпринимателя пользоваться готовым брендом и моделью бизнеса в ходе ведения коммерческой деятельности. Владелец и основатель бизнеса передает свои права на использование торгового знака.

Сторона, покупающая готовый бизнес, существенно экономит время и деньги на открытии своего коммерческого проекта. Известный товар, раскрученный бренд, запущенная реклама и готовая структура бизнеса – вот лишь малые преимущества покупки франшизы.

Как упаковать бизнес во франшизу самостоятельно, чтобы она заинтересовала малый и средний бизнес? Какие документы надо и подготовить, и нужен ли партнеру бизнес-план? Давайте разбираться вместе.

Как выбирают франшизу 99,9% предпринимателей?

Прежде чем вы начнете упаковывать свой бизнес в наглядное предложение, зайдите на специализированные форумы и посмотрите, как выбирают франшизу в 2018 году.

Прошло время, когда готовый бизнес покупали сходу, один раз просмотрев продающий лендинг. Из-за присутствия большого количества «пустышек», люди стали осторожнее подходить к выбору франчайзера, советоваться перед покупкой с партнерами и другими бизнесменами, искать реальные отзывы о франшизе.

Отдельная категория будущих франчайзи не купит франшизу, пока не найдет финансовую отчетность по компании-продавцу за последние годы работы.

форум по франшизам

Самые частые возражения франчайзи перед покупкой:

  1. Слишком долгий срок окупаемости;
  2. Продавец возьмет деньги и исчезнет с рынка;
  3. Не предоставят должного обучения и поддержки (персонального менеджера, общих собраний, Скайп-встреч);
  4. Дадут холодную базу клиентов, который невозможно ничего продать;
  5. Все свободное время будет уходить на ведение нового бизнеса, придется самому искать штат для ведения деятельности.

Результаты общественных опросов в сфере приобретения франшиз показали следующие результаты:

  • 25% опрошенных предпочитает совместное с франчайзером рекламное продвижение бизнеса;
  • более 30% не купят бизнес, если бренд не раскручен, а товар неизвестен широкой массе потребителей;
  • более 20% не желают выполнять бизнес-план франчайзера;
  • 17% предпочитают приобретать франшизы без паушального взноса (единовременной платы за использование известной марки).

Все озвученные моменты нужно осветить не только в продающей презентации, на сайте франшизы и рекламных объявлениях, но и в договоре на продажу бизнес-модели.

Порядок упаковки бизнеса во франшизу

Представьте, что вы владелец популярной сети магазинов здоровой пищи. У вас есть несколько торговых точек в своем городе, но вы хотите расширить географию бизнеса и увеличить объем общей прибыли. Для этого вы планируете запустить франшизу в ближайших регионах.

С чего следует начинать упаковку бизнеса?

1) Разработать франшизный пакет – официальные документы, регулирующие ваши деловые взаимоотношения с будущими владельцами франшизы. В него обязательно должен входить договор концессии, включающий такие пункты как:

  • стоимость франшизы (вы можете запросить у партнера единовременную оплату, предусмотреть внесение оплаты по частям либо брать с партнера ежемесячный сбор от прибыли – роялти);

размер роялти

ВАЖНО: паушальный взнос выгоднее – вам не нужно запрашивать доступ к прибыли своего партнера, чтобы рассчитать ежемесячные платежи.

  • комплекс услуг, которые получит предприниматель вместе с бизнес-моделью (обучение, сопровождение, помощь при подборе персонала, рекламное продвижение бренда и продукции);
  • требования к новой торговой точке, которая будет открыта в другом регионе;
  • гарантии, которые получит партнер;
  • двусторонняя ответственность за нарушение норм договора или выданных партнеру стандартов.

2) Разработать стандарты функционирования коммерческой точки, должностные инструкции для руководства, персонала (партнерский мануал), письменные руководства по управлению магазином;

Открыв партнерский мануал, франчайзи должен получить ответ на любой вопрос – как действовать в чрезвычайной ситуации, как общаться с клиентом, где заказать продукцию и прочее.

3)Предоставить финансовую модель (таблицу для расчетов времени окупаемости проекта) и бренд-бук (книгу, которая описывает дизайн торгового помещения/салона;

бренд-бук

4) Дать партнеру права доступа к единой системе учета и контроля действий франчайзи;

5) Создать наглядное коммерческое предложение. В нем нужно подробно описать бизнес, показать читателю фотографии торговых точек, описать целевую аудиторию, рассказать о географии бизнеса на данный момент времени, поведать историю своей компании, осветить ее достижения и отличия от конкурентов.

достижения франчайзера

6) Разработать и запустить продающий сайт по франшизе;

7) Прописать программу маркетингового продвижения продукции (какие каналы трафика уже используются, их конверсия, прибыльность, периодичность рекламных публикаций). А также свободные источники трафика, которые может использовать франчайзи и общую статистику по ним.

Хорошо, если франчайзер оказывает помощь в составлении собственного продающего сайта, бизнес-сообщества в социальных сетях, предоставляет рекламные площадки для продвижения, плюс готовые материалы (объявления, промо-посты, баннеры).

В интернете много платных услуг по упаковке бизнеса во франшизу, которые предлагают всего за 1 месяц запустить продажи вашей бизнес-модели: подготовить рекламные материалы, разработать документацию, обучить франчайзи – вы сами выбираете комплекс нужных услуг.

платное создание франшизы

Бизнес-план – страховая карточка франчайзера

Если вы имеете отрицательный опыт сотрудничества с партнерами, а несколько торговых точек уже закрылось из-за безответственности регионального франчайзи, пропишите в договоре условие о наличии бизнес-плана.

Какие пункты должны входить в план, предоставляемый франчайзи?

  1. Полные данные о партнере: вид деятельности, опыт работы, количество работников, состояние бюджета, контактные данные и реквизиты;
  2. Описание рынка, на котором работает предполагаемый партнер (его география, объем, целевая аудитория, список основных конкурентов, влияние сезонности, потенциал потребителей и рынка);
  3. Информация о руководящем составе компании-партнера (их опыт работы, образование, квалификация, достижения);
  4. Юридическая информация о помещении, в котором будут продаваться услуги/товары франчайзера (не находится ли собственность под арестом, в залоге, в кредите);
  5. Ближайший план развития – какую сумму предполагает зарабатывать партнер, какие методы он хочет использовать, есть ли у него собственные средства для борьбы с рисками.

Существенными плюсами в пользу франчайзи являются: отсутствие долговых обязательств, наличие официальных разрешений для занятия конкретным бизнесом, наличие свободного капитала.

Сайт по продаже франшизе – 7 обязательных блоков

Опытные маркетологи рекомендуют размещать на главной странице сайта уникальное торговое предложение. Ваш лендинг по продаже франшизы также должен начинаться понятным и уникальным заголовком.

  • уже на первом экране читателю стоит показать, сколько стоит готовый бизнес, как быстро окупятся понесенные расходы, какую прибыль он может получить.

1 экран

  • обязательно опишите свой продукт — почему его выгодно продвигать, кто уже покупает ваши товары, на какую сумму в месяц может рассчитывать партнер.

описание товара

  • для повышения доверия и удержания читателей на сайте используйте калькуляторы расчета окупаемости, таблицы расходов, формулы для самостоятельного расчета.

калькулятор окупаемости

Если продукт сложный, например автоматизированная система, подробно распишите функционал, объясните, какие потребности пользователей решает ПО с помощью своих технических характеристик и возможностей.

  • пропишите весь комплекс услуг, которые приобретает франчайзи. Помимо стандартного обучения и сопровождения сюда могут входить мобильные приложения, специальное оборудование, готовый дизайн помещения, клубная карта.

набор услуг

Немаловажным будет прописать четкую схему сотрудничества между франчайзером и франчайзи – от внесения паушального взноса до запуска торговой точки.

схема сотрудничества

  • если вы выдвигаете специальные требования к партнерам, озвучьте их единым списком (величина бюджета, численность штата, предпринимательский опыт в вашей сфере, наличие офисного помещения, статус индивидуального предпринимателя);
  • укажите конкурентные преимущества своей франшизы. Например, вы не взимаете первоначальный взнос, не выдвигаете требования к партнерам или предоставляете эксклюзивные права на торговую марку в каждом регионе, предоставляя мало конкурентный бизнес.

Чтобы не разрушить партнерские отношения через полгода — год, максимально честно расскажите франчайзи о дополнительных платежах, на которые он подписывается, покупая франшизу (оплата офисной мебели, поставки продукции, фирменной упаковки, закупка спецодежды).

расходы по франшизе

Выводы по статье

Продажа франшизы – хороший способ не только создать региональную команду поддержки, расширить каналы сбыта своей продукции/услуг, но и получить свежие ресурсы для модернизации своей деятельности.

Вместе с тем вы должны быть готовы к конфликтам по поводу:

  1. Концентрации торговых точек на территории одного региона (франчайзы болезненно относятся к конкуренции на своей территории, а основатели бизнеса стремятся расширить территорию охвата);
  2. Нововведений (расширения ассортимента, увеличения числа сотрудников, предоставления нового вида услуги);
  3. Снижения вложений в проект франчайзера (если франчайзи ведет сразу несколько проектов, он со временем начинает уделять франшизе меньше времени и средств).

Помните, что с партнерами лучше мирно договариваться, чем вводить письменные обязательства и строго контролировать их исполнение. Нельзя общаться с франчайзи как с подчиненными – такие действия приводят к закрытию более 40% партнерских точек.

Предпочтительнее использовать:

  • соревнования между партнерами;
  • поощрения в виде денежных премий, скидок на оборудование, путешествий;
  • живые встречи для обмена знаниями.

Продажу франшизы лучше не планировать, если ваш бизнес работает менее 1 года, а продукция малоизвестна среди потребителей. Налаженная система менеджмента, проверенная схема по получению прибыли, наличие квалифицированного юриста по партнерским отношениям – обязательные критерии для запуска франшизы.

ВАЖНО: если вы хотите, чтобы ни 1 торговая точка франчайзи не закрылась, делегируйте права на управление основным бизнесом доверенному лицу и занимайтесь только вопросами франшизы – привлечением партнеров, рекламой, управлением команды по франчайзингу.

Оставьте заявку на бесплатную часовую Skype-консультацию по демонстрации возможностей amoCRM
Похожие