Маркетинговый анализ - что это, примеры
Зачем компании нанимают маркетологов
Маркетинговая деятельность в коммерческой фирме/на производстве преследует 4 цели:- Выявить и удовлетворить потребности потребителя;
- Обеспечить бизнесу рост продаж/заказов;
- Расширить географию продаж, долю компании на рынке;
- Стать лидером среди конкурентов.
- обоснование цен на продукцию коммерческой фирмы;
- улучшение качества сервиса;
- коммуникация с поставщиками и покупателями;
- продвижение на рынок новых предложений.
Конверсионную стратегию |
Демаркетинг |
Развивающую |
Используется при нулевых продажах, цель – создание спроса на товар/услугу |
Актуален при чрезмерном спросе, цель – снизить спрос |
Используется при небольшом уровне спроса, цель – создать реальный спрос |
Синхромаркетинг |
Ремаркетинг |
Поддерживающую |
Цель – стабилизация колеблющегося спроса |
Цель – восстановление падающего спроса |
Цель – стабилизация спроса, который соответствует возможностям компании |
Анализируем деятельность предприятия за 6 шагов
Посмотрите, как проходит анализ маркетинговой деятельности предприятия на примере регионального супермаркета «Заря». Цель анализа – выявить сильные и слабые стороны бизнеса, предложить инструменты для роста конкурентоспособности магазина.- анализ организационно-экономической деятельности;
- анализ управленческой структуры;
- анализ конкурентов магазина;
- анализ ценовой политики;
Магазин Товар |
Заря |
Монетка |
Матрица |
Магнит |
Пятерочка |
Гармония |
Coca-Cola 2л. |
70р. |
68 |
66 |
67 |
69 |
71 |
Морская рыба 1кг. |
130 |
125 |
132 |
129 |
128 |
132 |
Молоко 1л. |
55 |
58 |
49 |
50 |
53 |
56 |
Батон |
32 |
30 |
36 |
30 |
31 |
35 |
Филе кур 1кг. |
260 |
259 |
262 |
260 |
262 |
263 |
- анализ коммуникации с покупателями;
- анализ политики стимулирования продаж.
Анализируем внутренний маркетинг предприятия
По результатам SWOT-анализа, проведенного сторонним маркетологом в супермаркете «Заря» были получены следующие показатели:
Сильные стороны бизнеса |
Слабые стороны |
Большой ассортимент товаров (2000 позиций) Использование промо-акций Удобное географическое расположение магазина (центр города) Отсутствие текучки среди персонала Своя парковка Нет привязки к головному офису |
Нет товарного каталога Нет отдела маркетинга Небольшой срок работы (<2 лет) Нет стратегии закупок Штатный маркетолог не следит за новым ассортиментом у поставщиков Анализ конкурентов идет только в рамках ценовой политики |
Угрозы бизнесу |
Возможности |
Открытие новых супермаркетов в городе Падение курса рубля Рост цен у поставщиков Появление товаров-заменителей Задержки поставок Поставка некачественной продукции |
Расширение рекламных каналов Открытие новых отделов в магазине Повышение квалификации персонала Улучшение коммуникации с покупателями (опросы, интервью) Расширение круга региональных поставщиков, поиск более выгодных закупочных цен |
- Выпуск ежемесячного рекламного каталога;
- Проведение бесплатных дегустаций продукции на территории супермаркета;
- Установка рекламных плакатов в общественных местах города;
- Использование рекламы магазина на радио и телевидении;
- Повышение узнаваемости торговой точки среди населения (реклама на щитах, установка стендов с историей появления компании, фотографиями сотрудников).
Как провести анализ коммерческой фирмы
Рассмотрим маркетинговый анализ деятельности компании на примере Московского туристического агентства «Колибри». Основная цель исследования – оценить существующий уровень спроса на услуги, снизить финансовые риски фирмы, повысить прибыль от продажи услуг, привлечь новые сегменты клиентов.Особенности бизнеса
Продажа туристических путевок – высоко конкурентный бизнес. На спрос влияет множество факторов: изменения в политике, рост курса иностранной валюты, погодные условия, природные катаклизмы и изменения в сфере визового законодательства. Приоритетная задача любого турагентства – налаживание контакта с клиентами. Менеджер должен убедить туриста, что выбранный курорт и отель будет соответствовать его желаниям и представлениям. Для того, чтобы держаться на плаву, туристические фирмы регулярно взаимодействуют с постоянными клиентами с помощью рекламы, контент-маркетинга, электронных рассылок. Рекламные объявления обязательно должны быть наглядными, транслировать выгоду клиента и идентифицировать предложение агентства от предложений конкурентов.Этапы анализа турагентства
Исследование начинается с описания компании. Фирма «Колибри» работает с 2005 года, сотрудничает с 10 национальными и 5 иностранными туроператорами. В офисе есть своя авиакасса. В штате работает один маркетолог. Последующие шаги:- анализ ЦА: предприниматели в возрасте до 60 лет, с семьями, которые ищут семейный отдых, отели с лечебными процедурами, экзотическими экскурсиями. Доход – от 100 000 рублей в месяц;
- анализ рекламных каналов. Фирма использует рекламу на местном радио и газетах. Эффективность рекламных объявлений анализируется путем заполнения письменных анкет, которые раздаются на руки и рассылаются по электронной почте клиентам;
- анализ политики установления цен. Агентство использует политику максимизации текущей прибыли, предлагая уникальные путевки по высокой цене.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Высокий процент комиссии с продажи путевок Налажена работа с туроператорами Есть программа лояльности Своя система авиакасс Наличие рекламных буклетов, каталогов Хорошая репутация среди клиентов |
Нет региональных офисов, всего 1 городской офис Ежегодный рост конкуренции Нет маркетингового отдела Используется минимум рекламных каналов Нет системы мотивации сотрудников |
Угрозы |
Возможности |
Появление конкурентов Задержка рейсов в аэропортах наступление страховых случаев Вспышки массовых заболеваний, инфекций на курортах |
Расширение географии сбыта Создание новых услуг и предложений для разных сегментов ЦА Обучение сотрудников Расширение рекламных каналов |
- Создать собственный штат маркетологов;
- Регулярно публиковать информационный и рекламный контент в соцсетях, положительно влияющий на бренд компании;
- Наладить обмен опытом с иностранными партнерами;
- Продумать планирование в сфере ценообразования;
- Запустить групповые скидки для клиентов, которые едут отдыхать компанией, ввести скидки на дни государственных праздников.
Изучаем рынок сбыта продукции
Маркетинговый анализ рынка – основа для составления плана продаж, выбора правильной стратегии продвижения продукции, формирования товарной политики компании. Анализ ведется параллельно с исследованием ЦА, изучением характеристик собственного продукта, а также предложений конкурентов. Исследование рынка проводится в несколько этапов:- постановки целей для маркетингового отдела;
- составления письменного плана анализа, содержащего сроки исследования, сумму бюджета, список методов и источников информации;
- анализа собранных данных и составления письменного отчета.
- Структуру рынка;
- Долю компании на рынке товаров/услуг;
- Динамику развития торговых отношений;
- Методы сбыта;
- Эффективность рекламы.
Показатели |
Динамика продаж с 2015 по 2017 годы |
||||||
Мультиварка Redmond RMC-M34 |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Мультиварка Redmond RMC PM 380 |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Объем реализ. продукции (шт.) |
5000 |
4500 |
5000 |
2000 |
2050 |
2300 |
|
Цена за 1 товарную единицу (рубли) |
4600 |
5000 |
4800 |
6500 |
6700 |
7000 |
|
Себестоимость 1 товарной единицы |
4000 |
4400 |
4200 |
5000 |
5200 |
5400 |
|
Прибыль |
23 млн.р. |
22 млн.500 тысяч |
24 млн.р. |
13 млн.р. |
13 млн. 735 тысяч |
16 млн. 100 тысяч |
Игроки рынка |
2 кв. 2017 г. |
1 кв. 2017 г. |
2 кв. 2016 г. |
Динамика за предыдущий период |
Динамика за прошедший период |
Ваша компания |
15% |
12% |
10% |
3% |
5% |
Конкурент 1 |
26% |
24% |
28% |
2% |
-2% |
Конкурент 2 |
14% |
13% |
16% |
1% |
-2% |
Конкурент 3 |
15% |
17% |
15% |
-2% |
0% |
- Приносящая основную долю прибыли;
- Переживающая этап зрелости, не требующая рекламных инвестиций;
- Не приносящая прибыли из-за недавнего запуска, требующая вложений в продвижение и рекламу;
- Нежизнеспособная, не приносящая доход.
Этапы сравнительного анализа конкурентов
Анализ конкурентов – обязательное условие на этапах выпуска новой продукции, разработки плана продаж, выбора позиционирования компании и стратегии продвижения продукции. Типовыми источниками конкурентного исследования служат опросы потребителей, беседы с экспертами рынка, мониторинг сайтов с отзывами клиентов, опросы менеджеров, которые ежедневно обрабатывают возражения потенциальных покупателей. Данные о соперниках можно найти не только в открытом доступе, но и получить в результате использования платных программ и сервисов: Similar Web, Advse, Alexa, SerpStat. В результате вам будут доступны ключевые слова, по которым они рекламируются, источники трафика, популярность сайтов соперников среди клиентов. К основным этапам сравнительного анализа конкурентов относят:- Составление карты региональных соперников по бизнесу;
- Классификация компаний на прямых и косвенных конкурентов;
- Сравнение позиционирования, УТП на сайтах;
- Анализ рекламных каналов и площадок, выбранных для размещения рекламы;
- Сравнительный анализ продукции конкурентов с вашими товарами/услугами.
Категория |
Лидер рынка |
Претендент на лидерство |
Последователь |
Нишевик |
Описание целей и позиций компании |
Устанавливает цены, постоянно защищает выбранный сегмент рынка, расширяет географию сбыта |
Стремятся увеличить долю на рынке сбыта, бьют по слабым местам лидеров рынка |
Постоянный спрос, стандартные качества услуг/товаров |
Узкая специализация, работа на малых рынках, высокая доходность, создание собственных ниш |
Возможные стратегии |
1. Работа на рост интенсивности потребления 2. Разработка новых товаров/услуг 3. Блокада прямых конкурентов 4.Концентрация средств на более перспективных продуктах |
1. Использование скидок 2. Повышение качества сервиса/продукта 3. Снижение издержек производства 4.Расширение ассортимента 5.Модификация текущих услуг/товаров |
1. Копирование предложения лидера с небольшими изменениями 2. Стремление обойти предложение лидера |
Внедрять специализацию по клиентам, региону, продукту, конечному пользователю, каналу распределения |