Способы удержания клиента - зачем это нужно
Зачем и кому нужна стратегия удержания
По статистике, коммерческие фирмы теряют в год до 30%клиентов. В компаниях, где действует политика удержания, прибыль растет за счет сотрудничества с постоянными покупателями и может достигать 100%. Во-первых, лояльные клиенты более терпимы к ценам компании. Они не ищут, где подешевле и не выпрашивают скидок. Во-вторых, они уже знают все плюсы и минусы сотрудничества с вами, плюс охотно пробуют новую продукцию. Если вы не понимаете, зачем нужно удерживать клиента, посчитайте, как ваша компания справляется с оттоком на данный момент:- выберите период, для которого нужно рассчитать результат, например 2 месяца;
- определите, сколько клиентов сейчас находится в вашей базе, сколько ушло за последние 60 дней и сколько вновь попало в воронку продаж;
- из числа оставшихся вычтите вновь пришедших, разделите на первоначальную базу и умножьте результат на 100:
5 способов не дать клиентам уйти
Многие думают, что удержание это бесконечные акции, подарки и бонусы. Каждый второй бизнес разрабатывает специальные программы лояльности для своих клиентов – дисконтные карты, купоны, накопительную систему скидок. Однако нужно понимать, что удержать покупателя одной лояльностью невозможно. Вы должны так сотрудничать с текущей базой, чтобы она не хотела менять продавца/поставщика услуг долгие годы. Посмотрите, какие современные методы удержания используют предприниматели 21 века:- выдачу клубных карт. Это эффективный способ, позволяющий покупателю почувствовать себя частью компании. Как правило, такие клубы закрыты для посторонних и дают экономические привилегии для участников.
- регулярное общение с покупателями через мессенджеры и социальные сети. Сюда входит публикация полезного бесплатного контента, призванного не продавать слугу, а обучать клиентов (советы, инструкции, рекомендации);
- создание реферальных (партнерских) программ, нацеленных на денежную награду для клиентов, привлекающих новых покупателей;
- персонализированные рассылки по электронной базе клиентов. Могут содержать напоминания об акциях, поздравления с праздниками, новости компании, оповещения о появлении новых товаров/услуг.
- тематические форумы, блоги и целые порталы. Здесь покупатели советуются со специалистами компании, общаются на тему использования продукта с другими клиентами, делятся полезной информацией (подходит не только для сферы услуг, но и интернет-магазинам).
10 заповедей сохранения покупателей Карла Сьюэлла
Американский бизнесмен и публицист Карл Сьюэлл написал книгу по стратегии сохранения текущих заказчиков. Он говорит, что в 21 веке фирме нельзя продавать услуги/товары среднего качества. Покупатели уйдут туда, где дешевле, либо заплатят больше вашим конкурентам, но получат лучший результат. Невозможно преуспеть в деле, которое не любит руководитель и вся его команда. Чтобы стать лучшими в своей сфере и поддерживать долгосрочные отношения с потребителями, нужно следовать 10 заповедям бизнеса:- всегда спрашивать клиента – что ему нравится в компании, а что нет. Это можно делать устно либо письменно, с помощью небольших анкет.
- всегда говорить «Да» постоянным клиентам во всем, что касается бизнеса.
- не отмахиваться от заказчика в выходные и нерабочие дни.
- делать больше, чем обещали изначально.
- выстраивать системное обслуживание, а не надеяться на улыбки и вежливое обращение персонала.
- своевременно отслеживать ошибки в работе отдела продаж, признавать их и исправлять;
- выполнять обещания с первого раза;
- равняться на лидеров рынка;
- стремиться к тому, чтобы каждый сотрудник мог разрешить проблему потребителя, либо сразу же передавал ее начальству.
Мнение покупателей – закон
Еще один американский предприниматель и писатель Тимм Пол говорил, что удерживать клиентов могут только те компании, которые постоянно интересуются степенью их удовлетворенности продуктом/сервисом. Бизнесмен утверждает, что клиент бывает недоволен по 3 причинам - его не устраивает система, ценности компании, либо ее сотрудники:
Ценности |
Система обслуживания |
Сотрудники фирмы |
Низкое качество продукта при высокой стоимости, непонимание ценности продукта |
Сроки доставки, оказания услуг/выполнения работ, условия гарантии, расположение офиса, отсутствие парковки, порядок обмена/возврата товара |
Неприветливость, игнорирование проблем покупателя, предоставление лонной информации, навязывание услуг |
Как «фиксируют» посетителей салоны красоты - практика
Одна из основных болей салонов красоты – клиенты, уходящие вслед за уволившимся мастером. Что делать, если сотрудники забирают с собой половину посетителей? Как удержать клиента в салоне красоты, несмотря на смену кадров? Стремитесь к тому, чтобы качество услуг ассоциировалось у клиента не с определенным мастером, а с салоном и всеми мастерами, которые в нем работают:- Вывешивайте в холле сертификаты и награды мастеров;
- Автоматизируйте учет клиентов с помощью crm-системы. Храните в карточках клиенток информацию по прошлым посещениям и предпочтениям (проблемы с волосами, тип стрижки, проводимые процедуры, частота посещений, тип кожи и прочее);
- Проводите бесплатные мастер-классы от разных мастеров;
- Создавайте однодневные программы по уходу лицом, волосами, руками;
- Предлагайте дополнительные терапевтические процедуры (лечение волос, кожи головы, ногтей), чтобы клиент пользовался всем спектром услуг салона.
- Всегда ли мастера салона здороваются с вами при встрече?
- Как долго вы ждете, пока мастер начнет прием?
- Нравится ли вам мастер, который с вами работает?
- Нравится ли вам атмосфера и обстановка нашего салона? Что вы хотели бы добавить?
- Удовлетворяет ли вас качество и ассортимент услуг?
- Ваши предложения по улучшению обслуживания?
- Готовы ли вы рекомендовать наш салон друзьям и родным?
Сервис, которого нет в 99 магазинах из 100
Разовые продажи – не повод отпускать покупателей к конкурентам. Вам не обязательно вкладывать бешеные деньги в рекламную рассылку, начните с малого:- улыбайтесь покупателям, делайте им комплименты;
- ненавязчиво информируйте их о текущих и предстоящих скидках, акциях, новых поступлениях;
- помогайте физически (донести корзину, достать товар с полки);
- демонстрируйте возможности товара прямо в магазине;
- подробно объясняйте, как пользоваться продукцией, не отсылайтесь на сложные инструкции.
- рассылают сообщения с поздравлениями;
- публикуют подробные кейсы с описанием результатов и выгодами заказчиков;
- настраивают персональную рассылку. Человек получает тематические каталоги с товарами, которые его интересуют, оповещения об акциях, кейсы показывающие процесс использования продукции;
- оплачивают сервисы для удержания клиентов, например Cards Pro, позволяющие создавать индивидуальные программы лояльности под каждого покупателя.
- устанавливают на сайты интернет-магазинов специализированные виджеты обратной связи, кнопки обратного звонка, кабинет консультанта, систему мотивации для совершения целевого действия.
ВАЖНО: технические способы малоэффективны, если в компании нет маркетинговой стратегии удержания клиентов.
Как построить стратегию удержания – советы маркетологов
«В B2B остаются на плаву только те компании, которые умеют выстраивать долгосрочные отношения с клиентами». Это высказывание Дмитрия Шевцова, сотрудника маркетингового агентства Комплето. Для поддержания непрерывных продаж предприниматели должны вкладывать деньги в обучающий маркетинг. Это не только написание статей, но и съемка видеороликов, создание инструкций, публикация информационных постов, написание книг и методичек по тематике бизнеса. Современные маркетологи не проталкивают клиентов в воронку продаж, а грамотно притягивают их с помощью контент маркетинга. В итоге человек покупает не за низкие цены, а за качество и экспертность продавца. Да, это долго, зато эффективно.Итог: конкуренты начинают уважать такую компанию, клиенты приходят по сарафанному радио, а самые лояльные из них становятся адвокатами бренда.Андрей Гавриков, основатель маркетингового агентства советует следующие методы удержания клиентов:
- Проведение конкурсов в социальных сетях;
- Создание тематических форумов и порталов для покупателей;
- Ведение корпоративного блога с информационными статьями по запросам клиентов;
- Использование персональных рекомендаций других клиентов, сбор отзывов от лояльных заказчиков;
- Публикации в журналах, электронных изданиях;
- Создание закрытых клубов для заказчиков услуг;
- Настройку рассылки в социальных сетях, основанную на сегментации клиентской базы;
- Оформление методичек, чек-листов, инфографики.
Системный маркетинг удержания от Ии Имшинецкой
Известный бизнес-тренер и основатель системного маркетинга Ия Имшинецкая утверждает, что для удержания клиентов в эпоху высокой конкурентной борьбы бизнес должен обладать 3 признаками:
Системностью |
Креативностью |
Сервисностью |
Сотрудники должны регулярно пользоваться методами удержания, а не от случая к случаю (пример – поздравления клиентов с праздниками, проведение опросов) |
Руководство и команда решают проблемы клиента нестандартными методами и способами |
Фирма предвидит и своевременно нейтрализует негативное мнение клиентов, неприятности, которые портят настроение покупателей |
- Сегментирования ЦА (нельзя продавать услугу/товар всем подряд);
- Выявления ее основных потребностей, ожиданий от продукта, поиска критериев, на которых строится выбор поставщика
- Выстраивания системной коммуникации с этой группой покупателей. Сначала фирма ищет площадки, где сидит ее ЦА, затем создает рекламные носители (баннеры, объявления), которые смогут заинтересовать аудиторию.
Краткие выводы по теме
Удержание постоянных покупателей – процесс, за который отвечают все сотрудники компании. Основу стратегии всегда оставляет сегментация ЦА по времени взаимодействия и регулярные опросы покупателей. На их основе корректируется не только процесс обслуживания клиентов, но и УТП, рекламные кампании фирмы, выявляется потребность в разработке новой продукции либо ее модификации. Для того, чтобы основная масса потребителей не уходила, фирма должна:- поддерживать качество услуг/товаров/сервиса на высоком уровне;
- наглядно показывать выгодность от сотрудничества своей ЦА;
- выступать единой службой поддержки клиентов (чтобы человек мог обратиться с проблемой к любому сотруднику и получить своевременную помощь);
- заранее предугадывать желания постоянных заказчиков;
- постепенно увеличивать величину среднего чека. Предлагая клиенту более дорогой тариф/комплексное обслуживание, вы закрепляете деловые связи, не даете ему уйти из-за ценности, которую он больше нигде не получит.
ВАЖНО: не копируйте действия своих конкурентов и предпринимателей, работающих в другой сфере бизнеса. Ищите пути, которые понравятся именно вашим клиентам.Например, в одной из Московских юридических контор существует правило – угощать клиента горячим кофе, как только он заходит с улицы в офис. Сотрудники поняли, что заказчикам нравятся такие знаки внимания, как бесплатное ксерокопирование бумаг, поиск дополнительных шаблонов документов, изменение дат в протоколах по просьбе заказчика, небольшие консультации по смежным областям права.