Как правильно вернуть клиента - основные способы
Почему они уходят и не возвращаются
Маркетологи классифицируют причины ухода на 4 группы - на некоторые вы можете повлиять, на другие нет:
Причина в продавце |
Причина в конкурентах |
Причина в покупателе |
Причина во внешних факторах |
Неквалифицированность сотрудников, назойливость менеджеров, постоянная реклама, низкое качество товара/сервиса, высокие цены, игнорирование жалоб |
Запустили акцию, сделали более выгодное предложение, снизили цены, запустили программу лояльности |
Обанкротился, фирма ликвидирована либо реорганизована, поменялось руководство, поменялись сотрудники, которые заказывали продукцию у вас, пропала потребность в услуге/товаре |
Упала потребительская способность, появился товар-аналог, услуга устарела, спрос упал из-за смены политических, социальных, демографических изменений |
- для B2B актуальны личные встречи, видеозвонки, отправка персонализированных писем;
- если вы работаете в сфере потребительских услуг, создайте опрос в социальных сетях, напишите клиенту сообщение, позвоните.
- Регулярно засыпает покупателей рекламной рассылкой, прайсами, каталогами, но не дает реальной пользы в письмах;
- Сотрудники обидели клиента в процессе взаимодействия (открыто нахамили, обманули, проигнорировали недовольство), либо показали свою некомпетентность;
- Клиенты просто забыли о существовании фирмы (актуально для компаний, которые не ведут работу по базе бывших покупателей);
- Рекламные обещания не соответствуют уровню сервиса. В итоге ожидания клиента намного выше, чем реальность. Итог – клиент в ярости, он считает что его обманули.
Правила возврата бывших заказчиков от Игоря Манна
Предприниматель и маркетолог Игорь Манн написал отдельную книгу для бизнесменов, которые не знают, как вернуть клиента ушедшего к конкурентам и каких именно покупателей стоит реактивировать. Манн разработал 13 правил по работе с потерянными заказчиками, вот некоторые из них:- терять клиентов нормально. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Приготовьтесь к тому, что заказчики будут периодически уходить, и всех вы точно не вернете;
- трудно вернуть человека с первого раза. Иногда стандартные инструменты не работают, и приходится проявлять креативность (делать персональные подарки, придумывать сценарии извинений и личных встреч, вкладываться в дорогостоящие мероприятия);
- возвращайте тех, кто ушел только что, а не полгода назад;
- не допускайте общения потерянного заказчика с менеджером, который допустил его уход. Так вы только сильнее разозлите покупателя.
- не бегите за покупателем, который ушел во второй раз, это бесполезно;
- будьте готовы к тому, что с вернувшимся заказчиком работать в 2 раза сложнее, так как уровень его ожиданий вырос, а уровень доверия на нуле;
- стремитесь выявлять реальные причины ухода. Хорошо, если беседующий с заказчиком работник знает психологию продаж. Посмотрите, какие факторы заставляют людей обращаться к конкурентам:
- вернувшимся можно считать только того, кто сделал повторную покупку/совершил заказ. А не тех, кто регулярно обещает зайти на сайт и посмотреть новый каталог.
- не стоит бежать за нецелевыми и неприбыльными клиентами. Однако и здесь бывают исключения. Некоторые предприниматели пытаются возобновить экономические отношения, чтобы не портить имидж компании, не потерять давнего друга/партнера.
Определяем степень значимости клиента для компании
Представьте, что клиент постоянно жалуется на вашу компанию. При этом он редко приобретает товары, а величина его чека в разы меньше, чем у других покупателей. Будете ли вы его возвращать, если он уйдет от вас? Ответ очевиден. Или другая ситуация: клиент покупает редко, но прибыль от заказов значительна. Плюс он бесплатно рекламирует вас среди знакомых бизнесменов, пишет хвалебные отзывы, а статус заказчика работает на имидж фирмы. Как много вы потеряете, если упустите его доверие? Существуют факторы, по которым каждая компания решает, стоит ли клиент потраченного на него времени и денег, либо нет:
Стоит возвращать |
Стоит отпустить |
Работает на бренд/имидж компании |
Низкий средний чек покупки, редкая частота заказов |
Рекламирует вас партнерам, друзьям, другим заказчикам |
Завышенные требования |
Покупает часто и много |
Клиент пропадает, не платит вовремя, платит частями, не предоставляет информации для работы |
Постоянно нуждается в продукции и располагает средствами для ее приобретения |
Ищет низкие цены, а не качество |
- Развивается сам и развивает компанию-продавца (расширяет границы сбыта, влияет на ассортимент, рост качества товара/сервиса);
- Близок продавцу по корпоративной культуре, разделяет аналогичные ценности, с кем комфортно сотрудничать;
- Является кандидатом в партнеры;
- Положительно влияет на репутацию фирмы, продвигая ее на более прибыльный сегмент рынка;
- Вовремя платит.
- прибыль от покупок человека за 12 месяцев;
- срок сотрудничества с этим потребителем;
- число всех жалоб за 1 год;
- среднее число людей, которые пишут жалобы (обычно это 4).
Платные и бесплатные методы «реабилитации» заказчиков
Выбирая метод воздействия, всегда помните о специфике своей деятельности. Иногда достаточно одного звонка, но бывают случаи, когда фирмы существенно вкладываются в стратегию возврата, выделяя на нее немалый бюджет.ВАЖНО: смотрите на реактивацию потребителей не как на отдельные инструменты, а как на систему с назначением ответственных лиц, выделением бюджета, планированием сроков и неустанным контролем результатов.Для начала попробуйте бесплатные методы:
- Звонки. Помните, что звонить лучше на выходных или во время обеда. Утренние разговоры отвлекают человека от работы, вечерние – от семьи и домашних дел.
- Персональные письма. Хорошо, если они написаны от руки и подписаны руководителем компании. Плохо – если письма сделаны по шаблону и не показывают участия в судьбе покупателя, а только навязывают продукт.
- Личную встречу. Лучше заранее прописать сценарий будущей встречи, подготовить небольшой подарок старому клиенту, оплатить кафе, в котором состоится беседа.
- Официальные извинения от имени собственника/директора фирмы, принесенные устно либо письменно.
Планирование звонков бывшим покупателям
В интернете нет единых скриптов, которые гарантировано помогут реабилитировать ваши прежние продажи. Схема разговора зависит от нескольких факторов: знаете ли вы истинную причину ухода, какие условия предлагаете, чтобы возобновить сотрудничество, кому именно вы звоните: секретарю или непосредственно собственнику бизнеса. Как выглядит типичный пример скрипта телефонного разговора на тему как вернуть ушедшего недовольного клиента:- приветствие;
- представление звонящей стороны (имя, должность, название компании);
- краткая суть звонка («Вы были нашим клиентом на протяжении 2 лет. Можем мы узнать, почему Вы перестали пользоваться нашими услугами/товарами, и по какой причине?»);
- череда уточняющих вопросов с целью выявить истинные причины отказа от сотрудничества.
- суть предложения.
- Засыпать человека обещаниями исправиться и работать на отлично;
- Заключить неофициальный спор, что если вы разочаруете заказчика, то выплатите ему определенную сумму;
- Сделать индивидуальное предложение с персональным набором услуг, акций, порядком расчетов;
- Взять дальнейшее обслуживание заказчика под личный контроль.
Не устраивают цены |
Не устраивает ассортимент |
Не устраивает сервис |
Дать скидку, абонемент, предоставить рассрочку, оставить цену прежней, добавив дополнительные услуги |
Расширить продуктовую линейку |
Подарки с официальными извинениями, компенсации, контроль руководства, предоставление личного консультанта |
Пишите письма, чтобы оживить забывших о вас клиентов
Персональная рассылка – самый популярный в 21 веке метод маркетинга, который позволяет постоянно находиться на связи с текущими и потенциальными клиентами. Для использования метода вам понадобится сформированная клиентская база с контактами, бюджет на оплату сервиса электронных рассылок и команда, которая будет заниматься созданием контента (копирайтер, маркетолог, дизайнер). Как вернуть старого клиента письмом, не продавая «в лоб» и не надоедая читателю:- рассылать сервисные уведомления о неиспользованных скидках, незавершенных заказах на сайте, поступлении нужного товара на склад, персональных предложениях (хороши в сфере интернет-торговли);
- отправлять индивидуальные (именные) письма с персональными акциями, поздравлениями, бонусами и подарками;
- готовить письма-кейсы в духе «Посмотрите, как ваши конкуренты заработали 50000 на одном заказе с нашей помощью» (цель – мотивировать клиента заказать услугу);
- продумать завлекающие письма, предлагающие бесплатно воспользоваться продуктом или его частью.
- отправлять письма-приглашения на тематические мероприятия, конференции, выставки и семинары;
- разбавлять послания ссылками на познавательные статьи и новости (актуально для клиентов, которые интересуются конкретным товаром/услугой);
- создавать письма-опросы (выявите, какие продукты в данный момент интересны старому заказчику, какую информацию ему хочется получать – советы, инструкции).
Как вернуть бывшего заказчика с помощью crm
Письменные базы с телефонными номерами постепенно уходят в прошлое, на смену им приходит учет в crm-системах. Давайте на примере посмотрим, как вернуть потерянного клиента в салон красоты, используя возможности AmoCRM.- во-первых, вы можете сегментировать клиентов по разным воронкам продаж (мужские и женские услуги, стрижки, окраску, химическую завивку) и отслеживать, где больше всего потерь идет, какие услуги нерентабельны;
- во-вторых, можно настроить отчеты по каждому посетителю салона в отдельности и отслеживать величину среднего чека, частоту посещений, дополнительные услуги, которые заказывает человек);
- создать отдельную воронку для продажи средств по уходу за волосами;
- настроить digital-воронку для работы со старой базой посетителей (прописать постановку задач менеджерам, триггерную рассылку сообщений);
- задать этапы воронки, перейдя на которые человек получит письмо, плюс время отправки писем с индивидуальными скидками, акциями, каталогами продукции, интересной заказчику;
- удаленно планировать время и дни встреч, мероприятий, вебинаров, обзвонов, составляющие стратегию возврата посетителей;
- встроить в ПО готовые скрипты по возврату покупателей, и анализировать их эффективность.
5 советов по профилактике ухода клиентов
Большинство компаний не любят работу по возврату недовольных клиентов. Это дорого, бесполезно, унизительно, считают они. Однако маркетинговые исследования доказывают обратное. Покупатели, чьи жалобы были успешно решены фирмой, обращаются в компанию повторно в 90% случаях. Те же, кто замолчал недовольство, покупают второй раз только в 30% из 100. Вывод – вы должны радоваться недовольным, разгневанным клиентам, а также самостоятельно искать отзывы о своей фирме на форумах, сайтах-отзовиках и тематических блогах. Разгневанный клиент- это зеркало, отображающее не только качество ваших товаров, но и отсутствие системной работы по удержанию текущих покупателей. Заказчики никогда не уйдут к конкурентам, если продавец:- Создал теплую атмосферу в своей компании, построенную на доброжелательности и клиентоориентированности. В такой фирме все сотрудники, включая начальство, ценят покупателей, лично разбирают его жалобы, мгновенно реагируют на возникшие недовольства;
- Поддерживает культ взаимопомощи и командной работы;
- Приветствует нестандартное мышление сотрудников, а не слепое подчинение скриптам и рекомендациям. Творческий подход зачастую спасает в ситуациях, когда стандартные приемы не работают;
- Следит за компетентностью персонала, вкладывает деньги в обучение продажам, психологии и культуры общения;
- Мотивирует персонал работать качественно.
- личный контакт с сотрудниками, их участие и заинтересованность в делах покупателя;
- наличие специальных фишек, отлаженных бизнес-процессов (например, фирма предлагает доставку в удобное для заказчика время либо бесплатно вывозит строительный мусор из квартиры на обратном пути);
- наличие программы лояльности.