Упаковка бизнеса во франшизу - практические советы
Франшиза – закрепленное специальным договором право предпринимателя пользоваться готовым брендом и моделью бизнеса в ходе ведения коммерческой деятельности. Владелец и основатель бизнеса передает свои права на использование торгового знака.
Сторона, покупающая готовый бизнес, существенно экономит время и деньги на открытии своего коммерческого проекта. Известный товар, раскрученный бренд, запущенная реклама и готовая структура бизнеса – вот лишь малые преимущества покупки франшизы.
Как упаковать бизнес во франшизу самостоятельно, чтобы она заинтересовала малый и средний бизнес? Какие документы надо и подготовить, и нужен ли партнеру бизнес-план? Давайте разбираться вместе.
Как выбирают франшизу 99,9% предпринимателей?
Прежде чем вы начнете упаковывать свой бизнес в наглядное предложение, зайдите на специализированные форумы и посмотрите, как выбирают франшизу в 2018 году. Прошло время, когда готовый бизнес покупали сходу, один раз просмотрев продающий лендинг. Из-за присутствия большого количества «пустышек», люди стали осторожнее подходить к выбору франчайзера, советоваться перед покупкой с партнерами и другими бизнесменами, искать реальные отзывы о франшизе. Отдельная категория будущих франчайзи не купит франшизу, пока не найдет финансовую отчетность по компании-продавцу за последние годы работы. Самые частые возражения франчайзи перед покупкой:- Слишком долгий срок окупаемости;
- Продавец возьмет деньги и исчезнет с рынка;
- Не предоставят должного обучения и поддержки (персонального менеджера, общих собраний, Скайп-встреч);
- Дадут холодную базу клиентов, который невозможно ничего продать;
- Все свободное время будет уходить на ведение нового бизнеса, придется самому искать штат для ведения деятельности.
- 25% опрошенных предпочитает совместное с франчайзером рекламное продвижение бизнеса;
- более 30% не купят бизнес, если бренд не раскручен, а товар неизвестен широкой массе потребителей;
- более 20% не желают выполнять бизнес-план франчайзера;
- 17% предпочитают приобретать франшизы без паушального взноса (единовременной платы за использование известной марки).
Порядок упаковки бизнеса во франшизу
Представьте, что вы владелец популярной сети магазинов здоровой пищи. У вас есть несколько торговых точек в своем городе, но вы хотите расширить географию бизнеса и увеличить объем общей прибыли. Для этого вы планируете запустить франшизу в ближайших регионах. С чего следует начинать упаковку бизнеса? 1) Разработать франшизный пакет – официальные документы, регулирующие ваши деловые взаимоотношения с будущими владельцами франшизы. В него обязательно должен входить договор концессии, включающий такие пункты как:- стоимость франшизы (вы можете запросить у партнера единовременную оплату, предусмотреть внесение оплаты по частям либо брать с партнера ежемесячный сбор от прибыли – роялти);
ВАЖНО: паушальный взнос выгоднее – вам не нужно запрашивать доступ к прибыли своего партнера, чтобы рассчитать ежемесячные платежи.
- комплекс услуг, которые получит предприниматель вместе с бизнес-моделью (обучение, сопровождение, помощь при подборе персонала, рекламное продвижение бренда и продукции);
- требования к новой торговой точке, которая будет открыта в другом регионе;
- гарантии, которые получит партнер;
- двусторонняя ответственность за нарушение норм договора или выданных партнеру стандартов.
Бизнес-план – страховая карточка франчайзера
Если вы имеете отрицательный опыт сотрудничества с партнерами, а несколько торговых точек уже закрылось из-за безответственности регионального франчайзи, пропишите в договоре условие о наличии бизнес-плана. Какие пункты должны входить в план, предоставляемый франчайзи?- Полные данные о партнере: вид деятельности, опыт работы, количество работников, состояние бюджета, контактные данные и реквизиты;
- Описание рынка, на котором работает предполагаемый партнер (его география, объем, целевая аудитория, список основных конкурентов, влияние сезонности, потенциал потребителей и рынка);
- Информация о руководящем составе компании-партнера (их опыт работы, образование, квалификация, достижения);
- Юридическая информация о помещении, в котором будут продаваться услуги/товары франчайзера (не находится ли собственность под арестом, в залоге, в кредите);
- Ближайший план развития – какую сумму предполагает зарабатывать партнер, какие методы он хочет использовать, есть ли у него собственные средства для борьбы с рисками.
Сайт по продаже франшизе – 7 обязательных блоков
Опытные маркетологи рекомендуют размещать на главной странице сайта уникальное торговое предложение. Ваш лендинг по продаже франшизы также должен начинаться понятным и уникальным заголовком.- уже на первом экране читателю стоит показать, сколько стоит готовый бизнес, как быстро окупятся понесенные расходы, какую прибыль он может получить.
- обязательно опишите свой продукт - почему его выгодно продвигать, кто уже покупает ваши товары, на какую сумму в месяц может рассчитывать партнер.
- для повышения доверия и удержания читателей на сайте используйте калькуляторы расчета окупаемости, таблицы расходов, формулы для самостоятельного расчета.
- пропишите весь комплекс услуг, которые приобретает франчайзи. Помимо стандартного обучения и сопровождения сюда могут входить мобильные приложения, специальное оборудование, готовый дизайн помещения, клубная карта.
- если вы выдвигаете специальные требования к партнерам, озвучьте их единым списком (величина бюджета, численность штата, предпринимательский опыт в вашей сфере, наличие офисного помещения, статус индивидуального предпринимателя);
- укажите конкурентные преимущества своей франшизы. Например, вы не взимаете первоначальный взнос, не выдвигаете требования к партнерам или предоставляете эксклюзивные права на торговую марку в каждом регионе, предоставляя мало конкурентный бизнес.
Выводы по статье
Продажа франшизы – хороший способ не только создать региональную команду поддержки, расширить каналы сбыта своей продукции/услуг, но и получить свежие ресурсы для модернизации своей деятельности. Вместе с тем вы должны быть готовы к конфликтам по поводу:- Концентрации торговых точек на территории одного региона (франчайзы болезненно относятся к конкуренции на своей территории, а основатели бизнеса стремятся расширить территорию охвата);
- Нововведений (расширения ассортимента, увеличения числа сотрудников, предоставления нового вида услуги);
- Снижения вложений в проект франчайзера (если франчайзи ведет сразу несколько проектов, он со временем начинает уделять франшизе меньше времени и средств).
- соревнования между партнерами;
- поощрения в виде денежных премий, скидок на оборудование, путешествий;
- живые встречи для обмена знаниями.
Автоматизация бизнес процессов: как сделать
Увеличение объемов продаж в бизнесе
Рейтинг CRM систем для малого бизнеса
Обзор лучших CRM систем
Что такое CRM система простыми словами
Мотивация персонала: основные виды и способы
Обзор программ для создания скриптов продаж
Определение и понятие клиентоориентированности
Как построить воронку продаж - этапы создания
Как составить план продаж для менеджеров
Упаковка франшизы
Упаковка бизнеса во франшизу
Как упаковать франшизу
Как упаковать бизнес во франшизу
Как упаковать франшизу самостоятельно